Для главного тренера сборной России U17 и «Северянки-2» Александра Карикова эта золотая медаль чемпионата Европы стала уже восьмой в тренерской карьере. До этого он шесть раз побеждал с командой юношей (впервые еще в начале 1990-х годов) и вот теперь второй раз с девушками. Плюс еще несколько медалей меньшего достоинства. С предыдущей командой девушек 2000-2001 годов рождения Александр Викторович поднимался на пьедестал на всех четырех международных турнирах, с сегодняшней командой - дважды на двух чемпионатах Европы. Ему ли не знать секрет таких побед.
— Чемпионат мы выиграли за счёт командных действий, — говорит Александр Кариков. — Сыграло не шесть игроков, а все 12. Каждая внесла свою лепту в победу.
— До последнего было неизвестно, будет ли российская команда участвовать в чемпионате. Как в таких условиях удавалось сохранять мотивацию тренироваться?
— Мы изолировали девочек от лишней информации, не обсуждали, будет чемпионат, не будет. У нас просто шла планомерная подготовка в течение двух с половиной месяцев.
— В чем была главная особенность этого чемпионата?
— В том, что в мире эпидемия. Каждая команда в Черногории была изолирована. Отдельно размещалась, отдельно питалась. Нам запрещали выходить без необходимости из гостиницы, общаться с игроками других сборных, и с тренерами тоже. На матчах никаких рукопожатий. Так издалека коллегам ручкой помашешь. Не было зрителей. Жаль, болельщики добавляют эмоций, помогают. При этом отмечу, что соревнования были очень хорошо организованы. Мне есть, с чем сравнивать. Вторая особенность — не все команды приехали. Не дождались Германию. Тесты делали регулярно, температуру измеряли. Всё обошлось.
— В первой партии финала девушки так нервничали, что были совсем не похожи на себя. Как удалось стабилизировать ситуацию?
— Это нормальное явление. Все живые люди, тем более молодые девочки… Психологический фактор еще никто не отменял и не отменит. Здесь вопрос, кто быстрее с этим волнением справится и справится ли вообще. Мы к этому были готовы. Я сразу сказал девочкам, что первая партия будет очень тяжелая, так как турчанки заведомо более эмоциональны. Так и получилось, но меня порадовало, что при счёте 14:22 мы начали возвращаться в своё обычное состояние, стабилизировали приём, подачу, начала налаживаться игра первым темпом. И мы даже немного отыграли отставание. Поэтому первая партия — это партия нервов. А дальнейшие события показали, что мы справились собой. И справились очень хорошо.
— Пришлось что-то особенное говорить волейболисткам перед второй партией?
— Я больше их успокаивал. Просил убрать свой брак и дать шанс ошибиться соперницам. Также попросил делать то, что лучше всего получается, а не рисковать. Это должно помочь поймать свою игру. Они успокоились, и всё получилось. Четвертая партия была сложная, так как наступил психологический спад.
— Если бы дело дошло до пятой партии, смогли бы выиграть?
— Сложно сказать. Пятую партию очень тяжело играть. Знаете, почему многим тяжело работать с детьми? Идёт формирование характера. Большая часть личности уже сформировалась от 2 до 5 лет. Потом идёт больше воспитание. И в 15-16 лет уже становится понятнее, кто устойчивее психологически, у кого есть внутренняя дисциплина. Вот они могут собраться в нужный момент, сконцентрироваться. Мы до сих пор не можем определиться, психология – это наука или нет. И психологическая подготовка важна. Все люди разные! Одна выйдет на площадку и полностью сконцентрируется, а другая — «развалится», не справится с нервами. А играет не один человек, а команда. Матч закончился — все заплакали! Одни от обиды, вторые — от переизбытка положительных эмоций. Как этими эмоциями управлять?.. Вот в этом вся сложность.
— В прошлом году на чемпионате Европы проиграли в полуфинале Италии. Перед полуфинальным матчем с итальянками на этом турнире вспоминали ту игру?
— Вспоминали. Год назад мы тоже могли выиграть, но не выиграли. По ряду причин, одна из которых как раз психологическая. В этом году та же Италия, те же игроки, но совсем другой результат – 3:0. Теперь уже итальянки, на мой взгляд, перегорели, много наделали своих ошибок. А я перед матчем девочкам сказал, что сегодня шанс реабилитироваться за прошлогоднее поражение и доказать, что мы стали лучше, чем год назад. Но это, как и финал – уже история. Когда выигрываешь, приятно какие-то минуты. Потом уже приходят новые мысли. В моём понимании счастье — это путь к вершине. Когда ты делаешь работу, а потом получаешь положительный результат. А так — успокоился после победы в финале и думаешь уже о чемпионате мира. Будет он через год, или не будет.
— Когда по срокам должен пройти чемпионат мира?
— Пока точных сроков нет. На следующий год перенесена Олимпиада. Скорее всего, чемпионат должен пройти уже после Игр. Пока не известна даже страна проведения. Но по международному календарю, чемпионат мира должен пройти. Но с коронавирусом что-то загадывать сложно. Мы будем готовиться.